ЗАГАДОЧНЫЙ АЛЬБОМ

 

("Охота и охотничье хозяйство" № 7, 1972 г.)

 

  Стоит ли говорить о том значении, какое имеют для всех, изучающих породы охотничьих собак, дошедшие до нас иконографические материалы по той или иной породе.

     Картины, акварели, рисунки художников, на которых изображены охотничьи собаки, портретные зарисовки собак, наконец фотографии — вот тот материал, знакомство с которым обязательно для всех, серьезно интересующихся историей пород. Нам нужно знать, с чего начиналась у нас в России та или иная порода и как она эволюционировала.

  Старейший русский журнал, в котором имелся отдел, посвященный охоте, — «Журнал коннозаводства и охоты», начавший выходить в 1842 г., главным редактором которого был известный псовый охотник, автор многих охотничьих статей и книги «Псовая охота» (СПб, 1846) Н.М.Реутт — за девять лет поместил всего лишь 7 литографированных изображений собак на отдельных листах.

     В первом, 1842 г., было приложено на отдельных листах 5 картинок:

1) Трувель — легавая Н.М.Реутта (№ 1);

2) Галопер и Витгкрафт — фоксгаунды, родившиеся в стае лорда Фитцвильяма, доставленные в СПб, для английской охоты, учрежденной в Горелом, близ Красного села (№ 3);

3) Сердечный — борзая генерал-майора Петра Алексеевича Ивашкина от собак Кологривова (помесь горской борзой с чистопсовой—№ 7);

4) Крак — пойнтер Р. Я. Когуна. Вывезен из Англии в СПб (№ 8);

5) Альп и Глори — сенбернары (№ 10).

     Затем следует значительный перерыв и лишь в 1850 г. (№ 2) появляются картинки: шестая Сайгак — знаменитый борзой кобель С.И.Молоцкого и седьмая в 1855 г. (№ 2) Ратлер — пойнтер, выписанный графом П.К.Ферзеном и находившийся в придворном Обер-егермейстерском ведомстве.

     С 1855 по 1864 г. журнал не дал ни одного изображения собак, а с 1865 г. отдел охоты вообще был упразднен и журнал стал называться просто «Журнал коннозаводства». И лишь начиная с «Журнала охоты» (1874—1878 гг.) Л.П.Сабанеева, слившегося в 1879 г. с журналом того же Сабанеева «Природа» — под названием «Природа и охота», стали появляться портретные изображения охотничьих собак.

     Организация с 1874 г. в Москве Императорским обществом правильной охоты ежегодных выставок собак впервые дала возможность широкой охотничьей массе познакомиться с тем материалом, которым к этому времени владели отдельные держатели охотничьих собак.

     Уже первые выставки показали, что если с русской псовой борзой дело обстояло благополучно (Курсив мой -А.О.), то раздел гончих далеко не радовал взор и вызывал законную тревогу от выставленной мешанины. Вот что мы читаем в свидетельствах виднейших псовых охотников.

     М.Глебов, побывав на Первой выставке собак, писал («Журнал охоты», 1875, № 8): «На прошлой выставке Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты в Москве в декабре 1874 г. меня поразил своею бедностью отдел гончих собак. Поразила меня и та, можно сказать, холодность и то невнимание, с которым не скажу эксперты и публика, но большинство г.г. охотников отнеслись к этому отделу охотничьих собак. Разговоры, споры, горячие диспуты имели предметом, сколько мне помнится, только борзую собаку и исключительно одну борзую, во всех ее разновидностях; о гончей же почти и речи не было».

     Известный псовый охотник Д.П.Вальцов («Журнал охоты», 1876, № 5) подтверждает высказанные М.Глебовым мысли) «…равнодушие псовых охотников к гончей собаке действительно очень странно и по моему мнению главным образом происходит от того, что даже и посредственные гончие, т. е. не особенно паратые и сильные, хорошо удовлетворяют цели борзятников, выставляя зверя, особенно если стая большая и хорошо нагоненная, так что многие охотники таких посредственных собак считают отличными и не ищут лучшего».

     Н.Хомяков, возражая на статью Д.М.Челищева, в которой автор иронически отзывался о стремлении псовых охотников вывести какую-то породу гончих и установить породные признаки, и с умилением вспоминая стаю неизвестной породы «сереньких, небольших собак» своего отца, справедливо утверждал («Природа и охота», 1879, № 7): «Я убежден, что мы достигли полной беспородности во всех наших охотничьих собаках благодаря тому, что искали в собаке лишь полевых качеств, а на наружный вид не обращали ни малейшего внимания, не потому ли на наших выставках мы видим много весьма хороших экземпляров, но все они случайные—из помета один, два».

     Наконец, в 1896 г. Г.Розен в статье «Впечатления выставок» («Псовая и ружейная охота», 1895/96, № 11) высказывает как бы общее мнение, говоря, что, «переходя к гончим, по отделу которых я имел честь быть экспертом, я положительно могу сказать, что это собаководство сильно подвинулось к лучшему. Между охотниками явилось сознательное желание восстановить идеальную породу наших русских, Это желание было доказано выставленной стаей крайне типичных русских гончих Першинской охоты и смычком гончих П.Н.Белоусова. Гончими начинают заниматься серьезно и не смотрят на них, как лишь на средство выгнать зверя в поле».

     Следует сказать, что в 1895 г. П.Н. Белоусовым и А.Д.Бибиковым был составлен и опубликован принятый съездом псовых охотников стандарт русской гончей, который лежит в основе и сегодняшнего стандарта.

     Н.П.Кишенский, признававший породными только своих гончих, ведшихся им в сельце Охотничьем, принужден был в 1898 г. («Псовая и ружейная охота», 1897/98 г. № 9) признать: «В последние 15—20 лет, благодаря выставкам, а главное—литературе, начался заметный поворот относительно гончих, и из бестолковых помесей кое-где и кой у кого начали выделяться породы уже не в псарном смысле. Так появилась порода гончих Н.В.Можарова, созданная разумным подбором из тех же помесей». Далее Кишенский называет гончих В.А.Свечина и Першинскую стаю. А еще раньше, говоря о гончих Белоусова, он писал: «Помесь, от которой произошли его теперешние гончие, нельзя не признать удачной».

     Изданный «Альбом собак первых шести выставок» 1874—1879 гг. показывает, какую огромную работу любителям русских и англо-русских гончих пришлось проделать, чтобы закрепить тип этих двух пород гончих.

Ко времени первых шести выставок собак, пять из которых проходили в Москве (1874—1878 гг.), а шестая состоялась в Воронеже, относится идея издания альбома лучших собак этих выставок, зарисованных с натуры художником Н.А.Мартыновым.

     Так, в № 1 «Природы и охоты» за 1879 г. было помещено следующее объявление:

 

«ОТКРЫТА ПОДПИСКА НА

ИЗДАВАЕМЫЙ ХУДОЖНИКОМ Н.АВ.МАРТЫНОВЫМ

АЛЬБОМ ПОРТРЕТОВ

ЛУЧШИХ ОХОТНИЧЬИХ СОБАК,

БЫВШИХ НА ОЧЕРЕДНЫХ ВЫСТАВКАХ ИМПЕРАТОРСКОГО

ОБЩЕСТВА ОХОТЫ.

     Альбом будет состоять из трех выпусков.

     Первый выпуск будет состоять из 12 портретов борзых, а именно:

1. Чародей его импер. велич.

2. Награждай В. Н. Чебышееа

3. Наградка В. Н. Чебышева

4. Победим С. С. Кареева

5. Угар г. Тумановсного

6. Злорад кн. Б. А. Черкасского

7. Подар В. А. Шереметьева

8. Карай А. И. Картавцева

9. Пулька С. И. Ладыженского

10. Опромет Е. и В. в. кн. Ник. Ник.

11. Кидай гр. А. Д. Шереметьева

12. Выручай С. В. Можарова

 

I очер. выставка (золотая медаль за свору)

I очер. выставка (золотая медаль за свору)

II очер. выставка (серебряная медаль)

I очер. выставка (больш. Серебряная медаль)

II очер. выставка (больш. серебряная медаль)

II очер. выставка (больш. сереб. мед.)

IV очер. выставка (малая серебр. мед.)

IV очер. выставка (больш. сереб. медаль)

I очер, выставка (больш. серебряная медаль)

IV очер. выставка (большая серебряная медаль)

IV очер. выставка (большая сереб. мед.)

I очер. выставка (больш. серебр. мед.)

 

     Второй выпуск будет состоять из 12 портретов лучших гончих, третий — из 12 портретов лучших легавых. Подписная цена каждому выпуску в папке — 10 руб. за портреты раскрашенные и 6 р. за те же не раскрашенные. За пересылку прилагается 1 руб. Первый выпуск выйдет в мае, после чего цена будет увеличена.

     Портреты будут в 1/6 настоящей величины на бристольской бумаге. Подписка принимается в Москве, у издателя Николая Авенировича Мартынова, а также а редакции журнала «Природа и охота» в Петербурге».

 

     К этому же номеру журнала «Природа и охота» был приложен печатный каталог 4-й очередной выставки собак и охотничьих лошадей Императорского общества правильной охоты, в конце которого было повторено объявление об издании альбома собак, нарисованных Н.А.Мартыновым, правда, в несколько измененной редакции:

«Принимается подписка на охотничий альбом, издаваемый художником Мартыновым, разделенный на три выпуска:

1-й выпуск — 12 лучших борзых, всех 4-х выставок И. О. О.

2-й выпуск — 6 смычков гончих и 6 лошадей.

3-й выпуск — 12 лучших подружейных собак.

Цена каждому выпуску: раскрашенному 10 руб. и не раскрашенному 6 руб. За пересылку прилагается один рубль. Первый выпуск выйдет до 1 мая. Подписка на первый выпуск принимается в редакции журнала и в Москве у художника Н. А. Мартынова (Плющиха, дом Шуидер)».

 

     Уже сравнение этих двух публикаций, находящихся в одном и том же номере журнала, показывает, что твердого плана издания альбома тогда еще не существовало. Если первый выпуск, посвященный борзым, оставался неизменным, то во второй было введено 6 портретов охотничьих лошадей, но зато гончие были ограничены шестью листами. Чтобы не уменьшать общее их число — 12, было придумано поместить их в «смычках» (две собаки на одном парном ошейнике, именуемом тоже «смычком»). Название третьего выпуска было изменено—он стал называться выпуском портретов «подружейных собак», а не «легавых», что давало право включать в него лаек и другие породы охотничьих собак, в то время как более узкое название («легавые») сделать этого не позволяло.

     Позднее, в № 4 журнала «Природа и охота» за 1880 г., появилось объявление уже о выходе в свет трех выпусков альбома, включающих в себя по 13 портретов борзых, гончих и легавых собак, бывших на I—IV выставках Императорского общества правильной охоты. Цена за выпуск была повышена: за не раскрашенный — 8 руб., а за раскрашенный — 12 руб.

     Среди листов, посвященных гончим, мы находим почти половину изображающих «смычки» (т. е. пару) гончих, что свидетельствует о том, что идея объединить в одном выпуске изображения гончих собак и охотничьих лошадей довольно долго занимала художника и только впоследствии, по каким-то для нас неизвестным соображениям, он от нее отказался.

     В 1880 г. в той же «Природе и охоте» появилось извещение, что в продаже имеются еще два альбома. Альбом V выставки собак, состоявший из портретов четырех борзых (Победим Кареева, Наградка Черткова, Мальчик Шереметьева и Удав кн. Гагарина), четырех гончих (без указания кличек собак и фамилий владельцев) и четырех легавых (без указания кличек собак и фамилий владельцев). Цена не раскрашенных экземпляров — 6 руб., раскрашенных— 10 руб.

     Альбом VI выставки собак (в г. Воронеже), состоявший из портретов 12 борзых, 6 гончих, 6 легавых и 6 разнопородных (все без указания кличек собак и фамилий владельцев — Н. П.). Цена неразрешенных — 15 руб., раскрашенных— 25 руб.

     Таким образом, три выпуска первых четырех выставок состояли из 36 листов, V выставки — 12 листов и, наконец, VI выставки — 30 листов.  А всего альбом насчитывал 78 листов.

     Никаких подробных описаний, рецензий или заметок на этот альбом, составивший, несомненно, целое событие в охотничьем мире, к сожалению, в охотничьей прессе, как это ни странно, до наших дней не появлялось, хотя его значение трудно переоценить: он зафиксировал состояние нашего собаководства в период 1874—1880 гг. Поэтому всем, интересующимся этим крайне ценным изданием, чтобы наглядно ознакомиться со старинными изображениями своих любимцев — борзых, гончих или легавых, приходилось обращаться к самому альбому. Букинистические магазины в течение изрядного количества лет познакомили меня как с отдельными встречавшимися листами, так и со сброшюрованными и переплетенными экземплярами этого альбома, однако явно неполными, так как число листов в них колебалось от 30 до 60 штук.

  Недавно в букинистическом магазине я приобрел в переплете желтой кожи (правда, сильно поврежденном) экземпляр этого альбома, в котором оказалось 65 листов. Не переплете оттиснуты золотом ничего не говорящие слова: «Портреты собак», но зато в нем сохранился титульный лист, который я привожу. Размер каждого листа 51 Х63.3 см. На некоторых листах имеется авторская подпись «Н.Ав.Мартынов» и набором «Лит. К.Эргот, Москва», на других авторская подпись отсутствует, но имеется надпись: «Рисовал с натуры и на камне в 1/9нат. вел. Н.Ав.Мартынов». Есть листы с подписью: «Лит. Н.А.Мартынова. Москва».

     В моем собрании имеются две подлинные акварели борзых, исполненные Н.А.Мартыновым, размер фигур которых совпадает с размером альбомных зарисовок.

     Следует отметить, что главное внимание художника было обращено на борзых, которые находились в расцвете и были в то время ведущей породой, а изображения гончих, в особенности русских, подтверждают высказанные в журнальных статьях того времени мнения, что породы гончих сильно перемешаны, что охотники должны приложить все усилия, чтобы восстановить когда-то славящиеся своей красотой и работой породы гончих.

     Обращает на себя внимание, что среди легавых собак, которым на все породы предоставлено всего 22 листа, преобладают сеттеры, среди которых мы видим 1 английского сеттера, почти белого, 1 ирландского сеттера, в котором много белого и желтый окрас очень бледен, 1 сеттера-гордона, но зато 4 изображения модного в то время черного сеттера, 3 изображения пойнтера и 6 изображений легавых ("маркловок" в помесях с пойнтерами).

     Сюда надо добавить 5 изображений легавых собак, находящихся в другом экземпляре этого альбома, имеющегося в моем собрании и насчитывающего 42 листа, но которые отсутствуют во втором экземпляре, более полном. Это 4 пойнтера: Непир Новикова, Непир Александрова, Диана Чичагова и Том Новицкого и 1 легавая — Трезор И.И.Сарачева.

     Таким образом, сличая листы двух моих альбомов, я набрал 70 листов. Остаются 8 мне неизвестных, которые по породам распределяются следующим образом: борзые — все в наличии; гончие — не хватает 3 листов; легавые — не хватает 1 листа; разнопородные — не хватает 4 листов, так как в моих альбомах имеются лишь изображения двух лаек.

    Нас не может не интересовать, как составлялись выходившие в свет выпуски: были ли они сделаны по породам, или выходили вперемешку. Обложек к ним я никогда не видел, а в моих двух альбомах и в альбомах других собирателей асе листы были расположены по выставкам.

     Так как альбом этот ни разу не был подробно описан, нахожу не лишним дать его полное описание, но не в порядке расположения листов в альбоме, а по породам, заключив в скобки тот порядковый номер, который имеет данный портрет собаки в альбоме,

     Теперь очередная моя задача— исследовать эти альбомы в разных государственных книгохранилищах и выяснить, что же представляют собой недостающие восемь листов.

 

Н.П.Пахомов, 1972

 

НЕБОЛЬШОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

  А вот, полный перечень иллюстраций с борзыми, вошедших в альбомы (к большому сожалению, в моем собрании присутствует лишь около половины листов с борзыми):

 

№№ КЛИЧКА

 

ПОРОДА ВЛАДЕЛЕЦ НАГРАДА
1 Пулька англ. Ладыженский БСМ
2 Награждай псовый Чебышов Золотая
3 Выручай псовый Мажаров БСМ
4 Победим псовый Кареев БСМ
5 Чародей псовый своры Его Величества Золотая (в своре)
6 Угар псовый Тумановский БСМ
7 Злорад псовый кн. Черкасский БСМ
8 Наградка псовая Чебышов Серебряная
9 Подар псовый Шереметев -
10 Карай псовый Картавцев БСМ
11 Кидай псовый гр. Шереметев БСМ
12 Опромет псовый в.кн. Николай Николаевич БСМ
13 Удав псовый кн. Гагарин -
14 Победим II псовый Кареев БСМ
15 Наградка псовая Чертков БСМ
16 Мальчик англ. Шереметев БСМ
17 Лебедь псовый Семенов БСМ
18 Хан псовый в.кн. Николай Николаевич БСМ
19 Угар и Крылат псовые в.кн. Николай Николаевич БСМ
20 Роксана псовая в.кн. Николай Николаевич БСМ
21 Злодейка псовая Кареев БСМ
21 Чародей псовый Чертков БСМ
23 Угар псовый Чертков БСМ
24 Язва псовая Чертков (Мачеварианов) БСМ
25 Вихра псовая Гроттен БСМ
26 Гюмиш крымский Радищев БСМ
27 Хищный псовый гр. Толстой БСМ
28 Шутка псовая Козлов БСМ

БОРЗЫЕ

 

Вихра Гроттен Выручай Мажарова Злорад кн. Черкасского Кидай гр. Шереметева
Наградка Чебышова Наградка Черткова Победим Кареева Подар гр. Шереметева
Пулька (англ.) Ладыженского Угар и Крылат Николая Николаевича (младшего) Угар Черткова Чародей своры Его Величества
   
Награждай Чебышова Гюмиш Радищева (крым.)    

ГОНЧИЕ

Волторн и Громило гр. Шереметева Голос Громило Рахманинова Заливай Ферре
Любим Черткова Соловей и Флейта Чижова Шнырка Сарачева Шумило и Громило
 
 

  

  Однако, кое-какие иллюстрации мы можем увидеть, дошедшими в виде черно-белых репродукций:

Злодейка Кареева Мальчик (англ.) гр. Шереметева Удав кн. Гагарина Чародей Черткова
   
Язва Мачеварианова    

  Таким образом из опубликованных в "Альбоме" 28 борзых, остается не помещенными на сайте лишь 9 собак. Но и по тем иллюстрациям, которые мы видим, легко понять, что собаки 1874-1880 гг., несмотря на разнообразие типов, были вполне породными и не имели ничего общего с той "беспородной мешаниной", которую пытаются усмотреть в них на протяжении многих лет некоторые исследователи. Думаю, что в самом скором времени и остальные недостающие иллюстрации займут на сайте свое место.

  Необходимо отметить также и тот, упорно замалчиваемый почему-то сегодня факт, что в бытность Императорского общества правильной охоты, оценки и призы, получаемые собаками на выставках и садках, проводимых под эгидой Общества, никак не отражались на племенном использовании. Дело в том, что в старину - и выставки, и садки являлись не более чем своеобразным прообразом нынешних шоу-мероприятий и своей главной целью имели (благодаря высокой стоимости записи собак) пополнение кассы Общества. Не стоит забывать и о том, что в большинстве своем на выставках экспонировались далеко не лучшие собаки тех или иных владельцев, а лишь особи, назначенные охотниками на продажу, которая и осуществлялась порой прямо на выставке, к немалому удовольствию продавцов, пополнявших таким образом свой бюджет, порядком истощившийся со времен освобождения крестьян в 1861 г.

  И в заключение, мне хотелось бы сказать несколько слов об авторе "Загадочного альбома" - Николае Павловиче Пахомове (1890-1978), замечательном искусствоведе, писателе, литературном критике, библиофиле, собаководе, судье всесоюзной категории, авторе первого в России стандарта на русских гончих. В 30-40 гг. Николай Павлович не единожды судил и ринги борзых в Москве.

  Коренной москвич из старого купеческого рода, владел отличными породными собаками, был действительным членом Московского общества охоты им. Императора Александра II. На XIII выставке Московского общества охоты имени императора Александра II стая гончих, принадлежавшая Н.П.Пахомову выиграла Приз русского охотничьего клуба "За лучшую стаю", оставив позади себя багряную стаю из Першино. Был лично знаком практически со всеми известными псовыми охотниками начала XX века.
  Автор книг: «Гончая и её стандарт» (1931), «Как охотиться с гончими» (1931), «Породы гончих» (1931), «Охота с гончими» (1950). Читал лекции о гончих на Московских курсах охотоведения. В начале 30-х гг. работал старшим охотоведом Военно-охотничьего общества — организовывал первые охотничьи хозяйства, участвовал в подборе егерей, создании первого питомника охотничьих собак.

  Широко известен и в мире искусства, культуры, литературы. Признанный лермонтовед, умело восстанавливал родовое поместье поэта в Тарханах и организовал музеи М. Ю. Лермонтова в Москве и Пятигорске. Долго работал директором музея-усадьбы Абрамцево. Был известен в литературных кругах как владелец прекрасной библиотеки. Заслуженный деятель культуры. До глубокой старости был предан охоте, охотничьей литературе, в 1967—1973 годах был членом редколлегии альманаха «Охотничьи просторы». Псевдоним — Библиограф.

Алексей Оболенский